Считай и планируй
Автор: Фёдор Алексеев

0_8eedd_49350a7d_L.jpg

"Удмуртский скороход-2016", леди и джентльмены! Массовая пешеходная прогулка, проводящаяся каждый год в первых числах сентября по близлежащим загородным территориям города Ижевска и предлагающая всем участникам пройти пешком по асфальту и пересеченной местности любую дистанцию на выбор из 25, 50, 75, 100, 125 и 150 километров, уложившись в лимит времени между 7:00 утра субботы и 23:59 воскресенья. На каждых 25 километрах располагается контрольный пункт, который обозначается соответствующим образом, к примеру "КП50" или "КП125", и на котором необходимо сделать отметку о пройденной участником дистанции.

Сейчас я расскажу вам, как я в этом году прошел все 150 километров от начала до конца и что мне за это было. Приготовьтесь к достаточно объемному чтиву, которое, я надеюсь, придется вам по вкусу.

Начнем с того, что впервые в "Скороходе" я участвовал в прошлом году (см.https://vk.com/id2890224?w=wall2890224_116) и без предварительной подготовки дошел до отметки 100 км, растеряв по пути всех попутчиков из своей команды. Это вынудило меня сойти с дистанции раньше времени, хотя сносно чувствовавшие себя ноги вполне позволяли пободаться со следующими 25 километрами пути. В этом году у меня не было особого выбора - либо я прохожу 150 километров, возглавляя команду из надежных выносливых людей, либо сбриваю бороду и признаю себя законченным слабаком, годным только крутить педали на велосипедной электростанции. У меня были личные счеты с этой дистанцией и я очень серьезно хотел финишировать на КП150 вместе со свой командой в полном составе.

Я очень люблю цифры. Я обожаю четко расписанные и выверенные планы. Мне безумно доставляет строить свои тренировки и выступления на соревнованиях на цементированной основе методической мысли. Я верю, что тщательная подготовка наряду с грубой силой и терпеливой упорной работой является залогом успеха практически любого начинания. Неудивительно, что на подготовку к "Скороходу-2016" я потратил существенное количество времени, стараясь учесть даже самые незначительные детали и ни в коем случае не повторять как свои, так и чужие ошибки, которые год за годом служат причинами схода с дистанции десятков участников этого ивента.

Была собрана команда "Викинг" (да, я именно настолько тщеславен), куда вошлиОлегРоман и Светлана. Я провел с нашей группой очень подробный брифинг, накатав несколько простыней текста, в которых осветил множество аспектов предстоящего испытания, начиная со списка необходимого снаряжения и калорийности запасаемой еды и заканчивая подробным таймингом прохождения дистанции. Я обратил особенное внимание на то, что мы идем не в развлекательный турпоход, а на длительную пешеходную прогулку, где у нас не будет времени на сон, продолжительный отдых, а также посиделки возле костра, песни под гитару, веселые попытки найти нужную тропу и прочие глупости. Лимит времени в 40 коротких часов, из которых примерно 30 часов мы будем на ногах, не позволит нам попусту расходовать драгоценные минуты на незапланированные сложности, которые обычно начинаются со слов "ой, а давайте срежем вот здесь!" и заканчиваются "кажется, мы заблудились" (в прошлом году так было не раз и не два). Нам просто нужно заранее проложить маршрут и в день "Скорохода" заняться постепенным перемалыванием километров дистанции с размеренным спокойствием асфальтового катка.

На нашем "Скороходе" нет места риску и романтике.
Авантюризм, ты нам тоже не нужен.
Попрощаемся с буйным духом приключений. 
Чао, эмоции! Свидимся на КП150.

С помощью OpenStreetMap, Google maps, Яндекс-карт и вороха спутниковых снимков был составлен подробнейший маршрут (большущий кудос Сергею за помощь в его отрисовке), который был нарисован на самых актуальных картах местности, заблаговременно распечатанных для каждого участка пути. Каждый участок я разбил на несколько небольших отрезков, расставив контрольные точки и синхронизировав их со своим наручным GPS-навигатором Garmin Foretrex. Помимо существенного облегчения навигации, разбиение всей дистанции на такие мини-отрезки снижало психологический прессинг на членов команды, которым я вместо слов «нам осталось пройти еще 22 долгих километра» говорил ободряющие «а сейчас идем 3 километра по прямой и поворачиваем направо». В качестве дополнительной страховки использовалось отличное оффлайновое навигационное приложение Maps.me

Рюкзак собран. Все на борту. Маршрут известен. Пора выступать!
От старта возле завода пластмасс до КП25 в Молчанах мы шли только по асфальту. Я до сих пор считаю, что это было оправдано - хоть мы и прошли 30 км вместо 25, но ровная поверхность и отсутствие водоемов на пути позволило нам взять хороший темп и обменять километраж на скорость по выгодному курсу. Во всяком случае идти по шоссе быстрее и безопаснее, чем пилить 20+ километров по ж/д путям, как сделало в этом году достаточно большое количество участников.

h6l5VHyA0lY.jpg

Получасовой отдых, двигаем на КП50 в Сизево и снова только по асфальту. На середине пути приводим в действие один из пунктов моего плана - устраиваем 20-минутный привал. Я составил тайминг таким образом, что наша группа должна отдыхать мало, но часто, сохраняя ровный средний темп, не прерываемый слишком продолжительным кукованием на КП. Помимо психологической разгрузки, такой режим позволяет не рвать жилы и медленно, но верно продвигаться по дистанции, правильно раскладывая свои силы на все 150 длинных жарких километров. 

На КП50 сходит Светлана - несмотря на все предосторожности, она натерла ногу (занимательный факт - среди трех основных причин схода участников на всех дистанциях "Скорохода" стертые ноги лидируют с большим отрывом. На втором месте идет физическое и психологическое истощение, а на третьем - проблемы с навигацией). Мы хватаем Рустама, Никиту и Юлию, желающих идти с нами (они остались одни без своей группы, прямо как я в прошлом году), тепло прощаемся со Светланой и в 19:00 выдвигаемся в ночь. 

КП50 -> КП75, из Сизево в Макарово. Нас накрывает сумрак и в гости заглядывает та толика суровой романтики, которую мы можем допустить к себе во время "Скорохода". Мы идем 24 километра по грунтовке посреди поля, утопающего в густой темноте. Светят фонари, расчерчивая поверхность дороги шрамами и оспинами теней. Мы видим звезды и легкую вуаль облаков. Мы слышим электрический треск усталых проводов, когда проходим рядом с опорами ЛЭП. Мы идем вперед, строго на восток, и дорога сама несет нас к следующему контрольному пункту.

Когда мы приходим на КП75, на часах уже половина первого ночи. На этом КП мы оставляем Романа с его разболевшимися коленями (на следующий день он, поспав и отдохнув, все-таки дошел до КП100 в медленном темпе, с чем мы его и поздравляем). В предрассветной мгле мы проходим еще 24 километра по лишенным цвета полям и лесам, и к 7 утра выходим к деревне Лагуново, а за ней - к КП100. Все идет по плану, мы в графике и даже немного его опережаем. Если бы кто-нибудь посмотрел на нашу группу в фас, то удивился бы - идут не люди, а фотографии из паспортов. Максимально сосредоточенные лица без единого намека на эмоции и усталость. 

КП100 -> КП125 возле деревни Сундуково. После схода Рустама (опять стертые ноги) нас сперва накрывают тучи и пугает легкая морось, а затем резко выглядывает солнце и устраивает сеанс высокоинтенсивной инсоляции каждому, бесплатно, и чтобы никто не ушел обиженным. Под жаром светила, гнетом оставшихся километров и после суток без сна я даже удивляюсь, насколько хорошо я себя чувствую. Действительно, знание того, сколько именно в минутах и в километрах нам осталось страдать, освобождает меня от огромной массы сомнений и проблем с мотивацией. Плюс чудовищное количество съедаемой пищи (я реально ел как не в себя) мощно работает на предотвращение возникновения усталости, мышечных зажимов, судорог и болей в сухожилиях, которые в прошлом году преследовали тех моих попутчиков, которые на дистанции очень мало ели и пили. Очередные 1500 ккал еды и литр воды перорально, и мы снова готовы выступать. В бескрайних полях, где защиты от солнца нет от земли до самой геосинхронной орбиты, я знатно сгораю и теперь могу играть в индейцев безо всякого грима. 

RINO6RvxRxg.jpg

КП125. Выдыхаем, мы почти пришли. Час двадцать на отдых, берем с собой последнего члена команды - девушку по имени Надежда, которая также отстала от своей команды, но полна решимости дойти до самого финиша. Осталось идти 20 километров и мы, медленно разгоняясь, начинаем пережевывать их, шаг за шагом, метр за метром. У меня начинают заканчиваться вдохновляющие речи и я уже начинаю цитировать Ницше пополам с благодарностями своей команде за то, что я вместе с ними стал сильнее как физически, так и морально. И вот, наконец-то: "Команда! Добро пожаловать в Малую Пургу! До финиша остался один километр!". Финишируем все вместе и идеально укладываемся в тайминг - я планировал прийти на КП150 в 20:00, получилось прийти в 19:57. 

uwEq1cvLavo.jpg

Вот и все. Я дошел до отметки в 150 километров и привел к ней свою команду (пусть даже в ней из первоначального состава остался только Олег). Нас пятеро, а это значит, что из 18 человек, прошедших 150 км в этом году, наша дружная команда составила четверть самых-самых крутых скороходов. Сегодня мы получили именные сертификаты и самое главное, ради чего я все это затевал - заветный значок в форме розы ветров и с цифрой "150" в его центре.

Получил ли я удовольствие? О да, безусловно. Как от великолепной компании, так и от того, насколько хорошо был выполнен разработанный мной план.
Можно ли было пройти дистанцию еще быстрее? Разумеется, однако передо мной как перед капитаном стояла важная задача - довести всю свою команду до финиша, не загнав их слишком высокой скоростью движения и нехваткой отдыха. Тем более что трое из нас вообще пришли на "Скороход" первый раз в жизни и я не мог предсказать, на каком километре у них начнут отказывать ноги.

Можно ли было пройти дистанцию, не обвешиваясь чудо-гаджетами и ориентируясь только по карте, выданной организаторами? Да, так поступают многие крутые пацаны из числа опытных туристов, но я не хотел так сильно рисковать. Идти, не отклоняясь ни на сантиметр от разработанного заранее маршрута, конечно, скучно, но зато это работает. Пруф - пять значков "150" у членов моей команды.

Мог ли я идти дальше? Даааа! Дайте мне еще 6 часов и я пройду 175 километров. :)
Почему в тексте так мало слов об адском превозмогании? Потому что его особо и не было. Был план, ноги шли, погода благоприятствовала, сокомандники подерживали отличный темп, в голове царил мир и покой.

Что я хочу сказать напоследок? Во-первых, выразить огромную благодарность моей команде, которая молча и абсолютно без жалоб перенесла все тяготы пути и доверила мне довести ее до КП150. Во-вторых, я надеюсь, что будущие покорители дистанции в 150 километров прочитают этот текст и найдут в нем для себя ценную информацию. Ну, а в третьих - хочу поздравить всех, кто прошел свою дистанцию, от 25 до 150 километров. Вы большие молодцы и я уверен, что в следующем году вы улучшите свой результат. Увидимся на "Скороходе-2017"!

 Запись первых суток "Скорохода" есть в моей Страве:https://www.strava.com/activities/701486513

И немного цифр, раз уж я расписался к ним в большой и чистой любви.
Пройдено всего: 153 километра.
Время в движении: 27 часов 14 минут.
Средняя скорость движения: 5,6 км/ч.
Пройдено шагов: 193 244.
Сожжено килокалорий: примерно 15 000.
Употреблено килокалорий с пищей: примерно 11 000.
Выпито литров воды: 8.
Масса моего тела за два часа до старта: 84,7 кг.
Масса моего тела через два часа после финиша: 80,8 кг.
Масса моего тела через два дня после финиша: 84,1 кг.
Масса моего рюкзака на старте: 12 кг.
Время полного восстановления мускулатуры ног и спины: 2 суток.
Списочная численность команды на старте: 4 человека.
Списочная численность команды на финише: 5 человек.
Количество полученного удовольствия от процесса и результата: over 9000.

xgf2cw0Ngn8.jpg