Марш-бросок на 60 км или "как познать себя".
Автор: Ренат Асанов

Шестьдесят километров пешей ходьбы – мало это, или много?

60 километров или 100-120 000 шагов за 17 часов пути для неподготовленного человека могут оказаться критическими. Чтобы преодолеть такое расстояние каждому участнику нашей группы пришлось сделать волевое усилие над собой и я могу честно признаться что мы почти сдались: кто-то явно это показывал, кто-то молча отсчитывал последние капли своего терпения, но однозначно в глазах каждого читалось – «всё, я сейчас упаду и не сдвинусь с места ни на миллиметр!»…

Наше участие в «Скороходе» началось спонтанно. Семь незнакомых друг с другом людей по каким то своим личным причинам решили сходить в поход, зарегистрировались на сайте «Траверза» и записались на пеший маршрут до КП 50 км.

Мы с братом кинули клич, чтобы объединиться с желающими туристами в одну группу и направиться в сторону намеченного пути. И так получилось, что группа очень оперативно сформировалась и организовалась для совместного участия в «Скороходе 2016». Нас собралось 7 человек: Я, брат Роман, Вероника, Анатолий, Наталья, Юлия и Сергей.

Организаторы мероприятия немного изменили свои первоначальные планы и мы решили, что сами справимся с доставкой вещей на КП 50 (палаток, спальников, еды, воды и т.п.) силами знакомых водителей и за день до похода провели встречу по сбору указанных вещей в одном месте.

В субботу 3 сентября в 7.30 наша группа была собрана на площадке у остановки «Завод Пластмасс», прошла регистрацию на старте и, получив распечатанную карту, в 7.50 мы вышли на маршрут с хорошим настроением в предвкушении длинной прогулки на 50 км.

С погодой повезло, еще в пятницу обещали кратковременные дожди и облачную погоду, однако облачность держалась не долго, выглянуло солнце и стало идти намного веселее.

Шли мы проселочными и автомобильными дорогами, местами путь лежал через лесополосы и на отметке 10 км мы решили устроить привал, чтобы немного отдохнуть. По дороге встречались группы туристов, все шли примерно одной дорогой к намеченной цели и как я ни старался в ручную проложить индивидуальный маршрут, который бы отличался от компьютерного автопостройщика трека, все равно попадались туристы которые выбрали «нашу» дорогу.

На пути к КП 25 туристов вокруг становилось все больше и больше, группы растягивались по полевым дорогам от горизонта до горизонта, кого-то обгоняли мы, кто-то опережал нас, но в основном все с довольными лицами направлялись в сторону контрольного пункта, иногда устраивая привалы на перекусы. Со стороны, наверное, казалось что где-то сломался автобус и люди вынуждены идти пешком, было особенно интересно смотреть на удивленные лица пассажиров проезжающих мимо автомобилей на которых читался немой вопрос: «какого черта они все куда то идут?». Да, несложно представить вереницу из более 800 стартовавших человек, которые проходят одни и те же дороги друг за другом по 3-4 часа подряд.

Кстати, на дистанцию в 150 км заявилось больше 50 человек, но сколько бы мы ни спрашивали у встречающихся туристов не встретили ни одного из этого отчаянного полтинника.

Уже за 2-3 км до контрольного пункта в 25 км (а по сути 26,5) ноги начали побаливать, с каждым шагом стали напоминать о себе мышцы и суставы ног, мы с братом Романом к тому времени уже натерли мозоли и идти было не так радостно и приятно. Но никто же силой нас не тащил в этот поход и сдаваться не было никакого желания. Поэтому до контрольного пункта мы дошли уже к 14.00, пройдя 26,5 км за 6 часов времени.

Такое положение дел на самом деле внушало оптимизм, так как идти до конечной точки маршрута оставалось около 30 км и мы рассчитывали что доберемся до финиша часам к 9-10 вечера, спокойно расставим палатки, разожжем костер и сварим себе суп на ужин.

На КП 25 мы нашли уютное местечко в лесу, с удовольствием поели, вытянули уставшие ноги и дали организму отдохнуть от дороги около часа. Возникавшие было в голове мысли о том чтобы здесь закончить наш маршрут окончательно выветрились и собрав свои вещи мы отправились на регистрацию выхода на маршрут до КП 50.

Как я и предполагал, автопостройщик трека велел идти по дороге в обратном направлении от КП 25 около 2-х км, потом сворачивал на еще не хоженые поля и основная масса туристов выбрала этот вариант. Но идти толпой как-то не очень хотелось, поэтому наш путь намечался совсем по другому маршруту. Так и вышло – первые 10-15 километров мы не встретили ни одного туриста и шли своей небольшой командой всемером.

Дорога спускалась под горку мимо нефтяных качалок до ближайшей речки с мостом, потом поднималась в гору через с/о «Альпинист». Там мы полакомились ничейным терном и вишней, а девушки насобирали шиповник для лесного чая.

Уже практически на выходе из кооператива мы попросили у местных огородников воды и нам в придачу дали целый пакет спелых сладких слив с яблоками и пожелали счастливого пути. Спасибо огромное добрым людям! Пакет сразу ощутимо похудел, все зарядили фруктами свои подсевшие внутренние батарейки и двинулись дальше. Именно здесь, в этой дружелюбной атмосфере, зародилось название нашей команды – «Альпинит» и песня Высоцкого «Альпинистка», игравшая из чьего-то радиоприемника еще по дороге на КП 25 подтвердила правильность названия команды.

Немного погодя рядом с нами остановилась «Газель» и любопытый водитель поинтересовался куда мы все идем, сказал что вся трасса забита людьми: «Вы что, этих… глючиков ищите, чтоли?». Что он имел ввиду мы так и не поняли, наверное спрашивал про покемонов :). На выходе из кооператива на отметке примерно 30 км мы устроили привал, поели мороженного, попили газировку из местного магазина и немного отдохнув двинулись дальше.

Дальше наш путь лежал через длинные полевые дороги, солнце уже начинало садится и километры постепенно растягивались, усталость догнала даже самых подготовленных участников нашей команды, поэтому привалы мы стали делать все чаще и чаще.

Близился вечер, после отметки 40 км солнце уже практически скрылось за горизонт и вечерняя осенняя прохлада намекала что пора что-нибудь накинуть сверху. С наступлением темноты, когда без фонарика уже не видно дороги, идти становится гораздо тяжелее. Сейчас с уверенностью могу отметить важный для команды рубеж – это привал на 43 км. После него большинство перешло от первоначально оптимистичного настроя пройти наши намеченные 50 км, к состоянию «вынужденного туриста», находящегося в темноте, в совершенно незнакомом месте за многие километры от населенных пунктов и которому суждено топать до финиша еще часов 5-6 при практически иссякших силах, опустошенном моральном настрое и сбитых ногах.

На этом привале мы лежали молча, именно лежали, сидеть или стоять было непозволительно для наших ног. Наталья и Сергей провалились в кратковременный сон. Остальные молча смотрели в звездное небо и искали в уголках своего организма оставшиеся силы.

Я себе представлял конечную точку маршрута, что вот так же лягу и буду молча отдыхать от изнурительной дороги, даже есть не хотелось, я мечтал залезть в палатку, застегнуть спальник и протянуть ноги. Часы перевалили за 8 часов вечера.

Но долго отдыхать было нельзя. Во-первых, скоро на КП 50 должна была приехать машина с нашими вещами, задерживать которую до середины ночи совсем не вариант. Во-вторых, чем дольше отдыхаешь на привале, тем тяжелее идти дальше. Ноги после 15 минут отдыха буквально становились деревянными и тяжелыми как тумбочки, а чтобы войти в привычный ритм, требовалось минут 10 ходьбы. Тогда организм давал еще немного сил, прикрывая боль в стонущих ногах и мы шли дальше.

Приходилось подбадривать всю команду и отвлекать от монотонной дороги ведя обратный отсчет километров. Раз в 20 минут звучали цифры оставшейся дистанции: 13, 12, 11, 10… На самом деле заявленные организаторами 50 км пути оказались дистанцией в 56, 5 км. Поэтому когда мы прошли отметку в 50 км, появилось некое облегчение, что еще немного и мы достигнем долгожданную цель.

Вот только я настроился в очередной раз огласить последние 4 км пути ко мне подошел Сергей и показал навигатор. Какое же было удивление, когда я понял что мы уже минут так 30 назад свернули с дороги и идем перпендикулярно своему маршруту в другую сторону. Я думаю, что каждый как минимум тяжело вздохнул от такой новости, но кроме как выруливать обратно ничего не оставалось. Наш маршрут автоматически увеличился на 1,7 км. Мы свернули с дороги и наметив точку куда двигаться пошли через поле, чтобы немного срезать расстояние.

Говорят, ночью потерялась команда туристов, как оказалось, они свернули на эту же коварную дорогу со своего маршрута и ушли в сторону КП 75. Но когда поняли что идут не в ту сторону, прошагали уже километров 10. Представляю, какой моральный удар они получили от такой новости, когда совсем уже нет сил идти дальше. Нам же удалось найти потерянную дорогу и от отметки 52,4 км мы пошли немного увереннее, хотя в итоге снова заплутали среди каких-то «Светлых» и «Добрых» улиц рядом с «Сизево» в километре от КП 50 км.

Побродив еще лишних 500 метров и находясь на полном исходе сил мы сверились с навигатором в телефоне и вышли из этой темной западни на последнюю прямую, которая наконец-то вывела нас к давно желанному, потерянному контрольному пункту.

Какое же было счастье все-таки дойти! Мы сделали это, мы преодолели себя, познали свои силы и возможности своего организма. Это того стоило. 17 часов пути и почти 60 км дорог. Рубеж пройден, все большие молодцы!

Зарегистрировавшись у девушки на КП 50 о прибытии на точку, около 2 часов ночи, команда доковыляла до костра где нас ждал горячий чай с печеньем. Еще час назад безумно желавшая уехать в город Юля, немного отогревшись и отдохнув решила не оставлять нас и заночевать на месте в палатке.

Поставив палатки на берегу пруда и попив чаю все потихоньку пошли спать, мы с Вероникой, Сергеем и Анатолием ложились уже около 4 утра благо на следующий день никому рано вставать нужды не было.

Утром нас ждало солнце, хорошая погода, готовка вкуснейшего супа, все еще офигевающие от вчерашнего приключения ноги и хорошее настроение...